Вакансии
  • Преподаватель английского языка (дошкольники от 3 лет и школьники)
  • Преподаватель театральная студия (дети от 3 лет)
  • Преподаватель развивающие занятия (дети от 1,5 лет)
  • Преподаватель в творческую мастерскую

 

Главная / Полезная информация / Подготовка ребенка к школе 

Подготовка ребенка к школе

Какие критерии позволяют оценить степень готовности ребенка к учебе? В особенности это относится к новой программе обучения двенадцатилетнего образования, поскольку ребенок в возрасте 5-6 лет отличается от семилетнего ребенка. Что должен уметь ребенок в возрасте 5-6 лет в школе? Как правильно научить его усидчивости и подготовить к урокам в школе, которые длятся по 40 минут?

_MG_0741По традиции принято выделять 3 аспекта подготовки ребенка к школе: эмоциональная, общественная и интеллектуальная. Интеллектуальная зрелость является способностью сосредотачиваться, способностью улавливать главные связи между теми или иными явлениями (анализировать); это способность к дифференцированному восприятию (в частности способность выделять фигуру на фоне), способность воспроизведения образца и необходимый уровень развития зрения и координации. В качестве критерия интеллектуальной готовности следует рассматривать и грамотную детскую речь. Можно говорить, что уровень интеллектуальной зрелости является отражением функциональной зрелости отдельных структур мозга ребенка.

Эмоциональная зрелость является способностью управлять своим поведением, возможностью довольно долго заниматься не самыми приятными заданиями. К общественной зрелости следует относить потребность ребенка общаться с ровесниками и способность общаться. Кроме того, сюда следует включить умение исполнять роль ученика. Перечисленное выше можно охарактеризовать в качестве психологической готовности обучаться в школьных условиях. Это является тем фундаментом, на котором можно построить навыки и знания. Когда такой фундамент, в качестве которого рассматривается формирование всех названных категорий, отсутствует, то будут постоянно рассыпаться надстройки в форме полученных знаний, способностей и умений (обучение чтению и счету, например).

Ребенок, не готовый к обучению в школе, не способен сконцентрироваться во время урока, он постоянно отвлекается, утрачивает нить объяснения, не способен включаться в ритм классной работы. Наши педагоги, в основном, работают с детьми дошкольного возраста, однако,в отдельных случаях есть опыт работы и со школьниками. Преимущественно это дети, которые имеют проблемы в процессе обучения в начальной школе. Довольно часто у подобных детей плохо развита речь, поскольку они не в состоянии задавать вопросы, не умеют сравнивать явления и предметы и качественно выделять суть. У плохо подготовленного к школе ребенка отсутствует интерес к познанию, он не любит заниматься творчеством, больше предпочитает шаблонные решения, не склонен к проявлению инициативы.

Ребенок в пять лет не готов к жесткой обстановке нашей системы образования по причине неготовности его мозга к таким нагрузкам. Кроме того, не каждый шестилетний ребенок готов к школе, однако они часто уже способны считать и читать. Поэтому, когда мы говорим о детях в возрасте шести лет, нам важно понимать какие будут условия обучения.

Учимся играя с маленькими профессорятамиИмеет большое значение практика щадящего режима в разных смыслах: игровой формат занятий, должна быть исключена «интенсивность» учебного процесса; оптимальный режим занятий, который не ограничивает на долгое время двигательную деятельность ребенка (в частности, занятия по русскому языку, математике и письму не обязаны следовать друг за другом), не нужны домашние задания; для ребят, которые после завершения занятий остаются в группе продленки, нужно предусмотреть возможность поспать днем.

То есть обстановка и процесс проведения занятий для шестилетних ребят должен больше соответствовать детсадовскому режиму, а не школьному в его привычном понимании.

Что обязан уметь подготовленный к школе ребенок в возрасте пяти-шести лет?

Ребенку нужно иметь, вне всяких сомнений, навыки социальной жизни, ощущать уверенность, когда он находится за пределами жилища. В особенности это касается «домашних» детей.

Следует уметь самостоятельно одевать и снимать одежду, менять обувь, завязывать шнурки, легко справляться с молниями и пуговицами, иметь способность пользоваться туалетом. Нередко взрослые оставляют без внимания подобные вещи. Ребенок может иметь высокий уровень развития, иметь конкретные способности и знания, однако это не всегда означает, что его хорошо подготовили к школе.

В обязательном порядке следует позаботиться о здоровье малыша. Процесс обучения в школе нуждается в существенных усилиях и напряжении организма. По этой причине большое значение имеет хорошая физическая готовность.

Следует развивать моторику, это позволит ребенку легко овладеть навыком письма: следует играть в пальчиковые игры, рисовать, работать ножницами, лепить, выполнять фигурки и аппликации с помощью оригами.

Нужно читать ребенку книги – это оптимальный метод развития мышления, речи, фантазии, внимательности и памяти. Необходимо не просто читать, а активно обсуждать с детьми прочитанное, обмениваться мнениями.

Как именно можно выработать усидчивость и подготовить ребенка к урокам в школе, которые длятся 35-40 минут?

Популярный психолог М. Безруких говорит, что только к десяти годам будут заметные существенные перемены, и тогда ребенок сможет работать дольше, более сосредоточенно и почти безошибочно. В шести-семилетнем возрасте дети еще легко поддаются реакции, которая появляется на действующие на него раздражители и легко отвлекается».

Хороший учитель всегда учитывает возрастные особенности детей при организации учебного процесса. Естественно, в школе бывают моменты рутины, которые не вызывают особого интереса, однако их требуется выполнять.

Родители могут тренировать внимательность, концентрацию и усидчивость у детей во время выполнения повседневных дел. В домашних условиях можно попросить ребенка помочь разложить столовые приборы по отдельным ячейкам, при этом считать их; разложить поглаженное белье в отдельные стопки и следить за тем, чтобы не были перепутаны полотенца и платки. Отлично помогают воспитать усидчивость различные настольные игры, конструкторы, лепка, аппликация и др., т.е. игры, продолжающиеся в течение конкретного времени. Нужно довести подготовку ребенка к школе до логического завершения, не бросать на полпути, что тоже можно считать воспитанием не только воли, но и усидчивости.